Карта сайта
30 мая 2014, 19:59

Саглар Бакинова: Система организации местного самоуправления совершенствуется

Реформа местного самоуправления, которую анонсировал в своем декабрьском Послании Федеральному Собранию Президент РФ Владимир Путин, начала реализовываться. Недавно Госдума приняла законопроект, вносящий изменения в устройство местного самоуправления (МСУ) и взаимоотношения муниципального и регионального уровней власти

Об основных положениях Федерального закона № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» рассказала заместитель Председателя Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия, руководитель фракции Калмыцкого регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в Народном Хурале (Парламенте) Республики Калмыкия Саглар Бакинова.

- Данный федеральный закон направлен на совершенствование системы организации местного самоуправления. Посыл Президента России Владимира Путина заключался в том, чтобы местная власть была устроена так, чтобы каждый гражданин мог «дотянуться до нее рукой». Следует отметить, что  законопроект прошел широкое, многоэтапное обсуждение с субъектами РФ и муниципалитетами, в том числе и на расширенном заседании Совета представительных органов государственной власти и местного самоуправления Республики Калмыкия – органа, созданного при парламенте республики. Было признано, что 131-й закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» и существующая система слишком оторваны от населения. Поэтому основная суть поправок в том, чтобы вовлечь граждан в управление территориями, усилить общественный контроль и приблизить местную власть к решению проблем людей.

Так, согласно документу в крупных городских округах будет возможность создания двухуровневой модели местного самоуправления. Законом вводится новый тип муниципального образования: городской округ с внутригородским делением и внутригородской район. Должность главы администрации сохраняется, он будет выбираться в ходе прямых выборов населением либо по контракту на срок от двух до пяти лет.

Согласно новым нормам регионы получают право самостоятельно определять, по какой форме избирать муниципальную власть. Как и ранее, глава муниципального образования может возглавлять либо представительный, либо исполнительный орган. Где-то муниципальный глава может избираться напрямую и возглавлять местную администрацию. Где-то может избираться напрямую и возглавлять представительный орган. Где-то глава муниципального образования может избираться населением вначале в качестве депутата, а потом уже из состава представительного органа избираться председателем данного представительного органа и муниципальным главой. Представительные органы муниципальных районов и городов с внутригородским делением можно формировать из глав и депутатов внутригородских районов и поселений в составе района соответственно, а можно сохранить систему прямых выборов.

Выбрать модель местного самоуправления субъекты должны в течение шести месяцев с момента вступления закона в силу, а в течение еще трех месяцев внести необходимые изменения в уставы всех типов муниципальных образований.

Необходимо подчеркнуть, что по сути данный федеральный закон ничего не меняет, а просто устраняет определенные правовые пробелы. Например, учтены подходы к устройству органов МСУ. Понятно, что в вопросе формирования и определения объемов полномочий нельзя применять одни и те же мерки ко всем муниципалитетам. При определении модели организации муниципальной власти необходимо учитывать все многообразие местной специфики, учитывать особенности и национальные традиции регионов, прислушиваться к жителям. Региональные контрасты, кардинальные различия не позволяют сегодня «упаковать» всю муниципальную проблематику в одну-две схемы, какими бы эффективными они ни казались.

Особенно ярко это проявляется в вопросе определения объемов полномочий органов МСУ. Невозможно на федеральном уровне прописать и учесть специфику каждой территории. В связи с этим законопроектом установлены полномочия регионов в решении этих вопросов. Теперь мы сами можем как устанавливать перечень полномочий МСУ, так и ограничить его минимальным объемом. Также закон позволяет дифференцировать подход к полномочиям разных видов муниципалитетов. Это дает регионам возможность создавать точки роста, передавая дополнительный функционал успешным муниципалитетам (например, промышленным городам), а для дотационных муниципалитетов - создавать механизмы поддержки. Таким образом, проблема перегруженности муниципалитетов полномочиями должна быть решена.

В результате субъекты получают возможность, принимая свои законы на всех уровнях, распределять полномочия. Мы однозначно поддерживаем реформу. Ведь ее принципы призваны сделать муниципалитеты сильными, успешными, отвечающими интересам всех социальных групп, и способными выполнять общегосударственные задачи в контексте тех целей, которые определены президентом на долгосрочную перспективу.

Ссылка для блогов